Цой Л.Н., Сергеев С.С. Реализация любого градостроительного проекта оказывает непосредственное влияние на формирование среды, как определенного образа жизни. Именно по этой причине одним из решающих требований не только к градостроителям, но, прежде всего, к органам городской власти, муниципального управления и образования является создание социального качества среды и всей системы жизнеобеспечения жителей. Последствия и цена градостроительного решения, ориентированного либо на удовлетворение потребностей инвесторов либо на среднестатистические нормативы так называемой массовой застройки, во многом зависят от требований к социальной экспертизе градостроительных проектов, включающей в себя общественную и профессиональную экспертизу. Конституция РФ 2003 года внесла новое измерение в отношениях между разными социальными группами по поводу характера собственности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (Ст.8,п.2), земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (Ст.9,п.2). Признание разных форм собственности, а значит и разных интересов, порой противоречивых по своей сути, является косвенным признаком признания социальных конфликтов, которые являются извечными спутниками процесса защиты собственниками своих интересов. Реализация права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, закреплена статьей 34 Конституцией РФ. Вопросы взаимодействия с жителями (информирование и согласование интересов), на территории которых будут реализовываться градостроительные проекты, должны осуществляться в соответствие с Конституцией РФ 2003 г., градостроительным кодексом РФ от 22.04.98г., Законом города Москвы «О защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве» от 25.066.97. №21-51, Распоряжением Мэра г. Москвы №54-РМ от 22.01.98г. и на основании других законодательных актов, обеспечивающих реализацию конкретного градостроительного проекта. Выполнение Законов и законодательные актов приводит к конфликтному взаимодействию и к конфликтам, которыми сопровождаются большинство градостроительных проектов, в силу права защиты интересов частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности. Зачастую конфликты усугубляются и приобретают стихийный характер в связи с отсутствие действенных механизмов (процедур и технологии) информирования, которые бы полностью устроили органы власти, инвесторов и жителей. Качественное же исполнение Постановлений Правительства г. Москвы и Распоряжений мэра г. Москвы по защите прав граждан при реализации градостроительных решений в городе, во многом определяется уровнем правовой подготовки оказания помощи и контроля со стороны вновь избранных депутатов всех ветвей власти и чиновников на разных уровнях управления. Разработанная процедура информирования и согласования интересов может способствовать урегулированию градостроительных конфликтов и приведению конфликтной ситуации в рамки правового поля. Задача методической работы – на основании существующей законодательной базы разработать процедуру информирования и обсуждения градостроительного проекта с жителями, в целях выявления интересов и защиты прав жителей и других заинтересованных сторон. Работа состоит из трех глав, Заключения и Приложений. В первой главе «Правовое поле разработки и процесса реализации градостроительного проекта» раскрывается нормативно-законодательная база (федеральный, городской и муниципальный уровни), перечислены организации, обеспечивающие гарантии и права жителей и инвесторов (застройщиков) при реализации градостроительного решения, раскрывается роль муниципального образования в реализации градостроительного проекта. Во второй главе «Информирование, как процесс выявления интересов жителей и других заинтересованных сторон на территории прилегающей к планируемому строительству» описан процесс и этапы информирования жителей о проекте на разных стадиях его разработки и реализации, раскрыты принципы информирования и результат процесса информирования. В третьей главе «Место и роль муниципального образования в реализации градостроительного проекта. Социальное участие, как основа процесса согласования интересов» перечислены мероприятия, которые необходимо провести до обсуждения градостроительного проекта на муниципальном Собрании. В Заключении даны рекомендации для качественного проведения информирования жителей, в целях запуска процесса согласования интересов. В приложениях дан перечень Законов РФ, Законов и Постановлений Правительства г. Москвы, Распоряжений Мэра г. Москвы; дан словарь терминов и понятий, раскрывающих процесс информирования жителей о градостроительном проекте. PS. Принимаются заявки на методическое пособие. http://conflictmanagement.ru/index.php
Источник: http://club.fom.ru/entry.html?entry=2339 |